Райз
Межрегиональный
научно-практический центр
Межрегиональный
научно-практический центр

Акт применения права, понятие, структура и виды

6 сентября 2018 г.

Понятие и признаки


Акт, выраженный в форме письменного документа и завизированный подписью уполномоченного лица, является отражением некоего зафиксированного действия или произошедшего события. Как документ, акт применения права - это официальный способ закрепить (зарегистрировать) как, почему и применительно к кому использовалась та или иная норма права. 

Признаками акта выступают следующие критерии:  
  1. Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
  2. Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела.
  3. Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др).
В теории права и государства сформулировано определение:

Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений.

Отличительные черты


Иногда юристы делают различия между актом применения права и правоприменительным актом. На самом деле различие здесь только в названии. По существу, это одно и тоже. В то же время не стоит путать акт применения права и нормативно-правовой акт. Для наглядности приведем следующую сравнительную таблицу:

        Вопрос         Нормативно-правовой акт         Акт применения права
                             Общие черты
        Относится к юридическому акту?         Оба акта являются юридическими
        Как издается?         Акты издаются уполномоченными государством органами и в соответствии с законной для таких актов процедурой
        Какая степень юридической силы?         Каждый акт обладает определенной юридической силой и является средством правового регулирования. С точки зрения иерархии, правоприменительный акт находится в пределах НПА
                            Отличительные черты
        Какого характера?         Имеет обобщающий характер, содержит общие правила и установки         Носит индивидуальный характер, регулирует частное правоотношение
        К кому обращен?         Обращен к широкому кругу лиц         Адресован лицам, участвующим в деле
        Какой имеет срок действия?         Действует до тех пор, пока его не отменят         Его действие распространяется на конкретный случай
        Как часто применяется?         Может неоднократно применяться в пределах сроков действия         Применяется разово по отношению к конкретной ситуации по делу
        Как может влиять на норму права?         Может устанавливать, задавать, изменять или отменять нормы права         Никак не влияет, но выступает, как средство реализации правовых норм
        Как соотносится с источниками права?         Выступает источником права         Не относится к источникам права, но ссылается на них
        В какой форме выражается?         Только в письменной форме         Могут быть в письменной (приказ, решение и т.д.), устной (вызов свидетеля в зал), в виде конклюдентных действий (жестикуляция регулировщика)

Классификация и виды правоприменительных актов


В зависимости от субъекта, который принимает акт, выделяют следующие акты:
  • Представительных органов;
  • Исполнительных органов;
  • Судебных органов;
  • Контрольно-надзорных органов;
  • Негосударственных организаций;
  • Органов местного самоуправления и др.

С точки зрения числа субъектов выделяют следующие акты:
  • Единоличные (индивидуальные);
  • Коллективные.

С точки зрения отрасли права и/или предмета правового регулирования различают акты:
  • Гражданские;
  • Трудовые;
  • Финансовые;
  • Конституционные;
  • Административные;
  • Материального права;
  • Процессуального права и др.

По содержанию акты бывают:
  • Регламентирующие, уточняющие права и обязанности (должностные инструкции);
  • Регистрационные (удостоверение нотариусом тех или иных действий);
  • Разрешительные (например, разрешение на приобретение/ношение оружия);
  • Запретительные (например, отказ в разрешении приобретения оружия);
  • Ограничительные (подписка о невыезде);
  • Восстанавливающие право (решение суда о восстановлении в должности незаконно уволенного работника);
  • О признании (решение суда о признании отцовства) и др.

В зависимости от функций права акты бывают:
  • Регулятивные (исполнительные) (приказ о повышении по службе);
  • Правоохранительные (например, приговор суда).

По времени действия акты бывают:
  • Однократные (протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа);
  • Длительного действия (приговор суда, устанавливающий уголовное наказание в виде лишения свободы на какой-либо срок).

По способу выражения бывают:
  • Акты - документы (выраженные в письменном виде, например, протокол происшествия);
  • Акты - сигналы (указания дежурного на КПП);
  • Акты - действия (устные распоряжения начальства);
  • Акты - символы (обозначение запретной зоны).

С точки зрения юридического значения различают акты:
  • Основные - завершенное решение по делу (приговор суда);
  • Вспомогательные - способствующие вынести решение по основному акту (постановление о привлечении лица).

Структура акта применения права


Для решений судебных органов, правоприменительный акт включает четыре последовательно расположенные части:

  1. Вводная часть: наименование документа и органа его издавшего, состав органа, место и время издания.
  2. Описательная часть включает притязания истца, возражения ответчика, пояснения других участников дела, то есть здесь излагаются обстоятельства дела.
  3. Мотивировочная часть отражает пояснения принятого судом решения со ссылками на нормативно-правовые акты, применяемые к рассматриваемому спору и в процессе судопроизводства. По существу, в этой части обосновывается принятое решение.
  4. Резолютивная часть содержит итоговый результат, окончательный вывод.

Для других актов, в частности, следственных протоколов, из структуры может быть исключена мотивировочная часть, а в разрешительных актах чаще всего встречаются только вводная и резолютивная части.

Заказать обратный звонок
Заказать консультацию
Заказать оценку
технического задания
Задать вопрос